|
|
12 ноября родились...
12 ноября родились...
Суббота, 12 Ноября 2011 г. 01:20
(ссылка)
+ в цитатник
 1615 Ричард Бакстер Richard Вaxter английский пуританский проповедник и богослов. Родился в Роудоне в Шропшире; сначала был проповедником в Киддерминстере в ворчестерском графстве. Прогнанный в начале гражданской войны из своего прихода, он примкнул в 1642 г., в качестве полевого священника одного индепендентского полка, к парламентской армии. В 1649 г. он вернулся к своей прежней общине; но когда (в 1662 г.) появился известный act of uniformity, Бакстер, вынужденный оставить свою должность, удалился в Экт'н (Acton) в Мидлэсексе (Middlesex). Индульгенция 1672 г. (Declaration of indulgence) дала ему вновь возможность выступать публично в качестве проповедника. Он отправился в Лондон, но на основании некоторых мест из его "Парафраз Нового Завета" был привлечен к судебной ответственности и приговорен к тюремному заключению и денежному штрафу. Только с вступлением на престол Вильгельма III водворившаяся терпимость ко всем протестантским сектам дала Бакстеру желанный покой, которым он пользовался только короткое время. Бакстер умер 7 декабря 1691 года. Его значение состоит частью в том, что благодаря ему в английск. теологию был проведен более мягкий, в духе Амиро (Amyraut), кальвинизм, названный бакстерианизмом и проповедующий, правда, предназначение известного числа смертных ко спасению, но не допускающий вперед предопределенной отверженности для ищущих спасения. Созданный им в его сочинении "Евангелич. священник" идеал проповедника он осуществил, кажется, в своей деятельности. Литература: Вейнгартен, "Die Revolutions Kirchen Englands" (Берл., 1868); Бойль (Boyle), "Rich. В." (Лондон, 1883). Сочинения Бакстера изданы Ормом в Лондоне (1830 г.), затем в 1847 г. в 4 томах, избранные сочинения на немецком языке О.Герлахом в др. (3 издание Клауса, Карлсруэ, 1882 г.). Его автобиография издана Сильвестром под заглавием: "Rеliquiае Вахtеriаnае"(Лондон, 1696; 2 издание, 1713). Сочинения Бакстера много раз переводились на русский язык: "О вечном покое праведников" (СПб., 1839-1840, 1840-1849 и 1881; Москва, 1841), "Возвание к необращенным" (Санкт-Петербург, 1835).
 1651 Хуана Инес де ла Крус (Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес де Сантильяна, Juana Inйs de Asbaje y Ramнrez de Santillana, более известная как Сестра Хуана Инес де ла Крус, Sor Juana Inйs de la Cruz) мексиканская поэтесса, монахиня-иеронимитка. Родилась в поместье Сан-Мигель-де-Непантла близ Мехико. Ее окрестили Хуана Инес де Асбахе (Asbaje), а монашеское имя Сор (Sor – сестра) она получила, приняв постриг в возрасте 17 лет. В три года самостоятельно выучилась читать; в восемь лет написала первые серьезные стихотворения; позже уговаривала родных позволить ей учиться в университете, обряженной в мужскую одежду. Хотя считается, что Хуана ушла в монахини из-за несчастной любви, сама она объясняла свое решение тем, что в ту эпоху только монастырь мог создать подходящие условия жизни для женщины, склонной к учености. Во всяком случае достоверно известно, что всю свою жизнь она провела в окружении книг и научных приборов, погруженная в религиозные размышления и поэтическое творчество. Сор Хуана по праву считается первым самобытным американским поэтом. На титуле первоиздания ее стихотворений (Мадрид, 1689) она названа «десятой музой». Наряду с лирикой она создала по меньшей мере две обширные аллегорические поэмы и ряд светских и религиозных драм. Умерла в монастыре Святого Иеронима 17 апреля 1695 года. Сочинения: Obras completas. t. 1-4, Мйх. - В. Aires. 1951-1957. Литература: Ricard R., Une poйtesse mexicaine du. XVII siиcle. Sor Juana йs de la Cruz. ., 1954; Puccini D., Sor Juana йs de la Cruz, Roma, (1967); Chavez E., Sor Juana йs de la Cruz, Мйх., 1970; A b-reu Gornez E., Sor Juana йs de la Cruz. Bibliografia у biblioteca, Mйx., 1934.
1676 Джованни Антонио Поллароло (GiovanniAntonio Pollarolo) Итальянский композитор. Родился в Брешие. Умер в Венеции 30 мая 1676 года.
 1727 Иван Иванович Шувалов русский государственный деятель, генерал-адъютант (1760), фаворит императрицы Елизаветы Петровны, меценат, основатель Московского университета и Санкт-Петербургской Академии художеств. Член Российской академии (1783), один из создателей Академического словаря. Родился в Москве в небогатой дворянской семье. Получил домашнее образование. Благодаря покровительству двоюродных братьев, Александра и Петра Шуваловых, участников дворцового переворота 1741 г., Иван Шувалов оказался при императорском дворе. В 1742 году начал придворную службу в качестве пажа. В 1749 году получил звание камер-юнкера. Вскоре сделался фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). После воцарения Екатерины II И. И. Шувалов оказался в опале. С 1763 по 1777 годы он находился за границей (официально — в отпуске «по болезни»), выполнял ряд дипломатических и других поручений русского правительства. Попутно занимался собиранием коллекции произведений искусства. Впоследствии передал свою коллекцию Академии художеств и Эрмитажу. Вернувшись в Россию, в политической жизни активно не участвовал. Умер в Санкт-Петербурге 25 ноября 1797 года. Имя Шувалова носит улица Шувалова в Москве. Библиография: Бартенев П.И. Биография И.И.Шувалова, Москва, 1857; Анисимов Е.В. И.И.Шувалов — деятель российского просвещения // Вопросы истории. 1985. No 7; Юрий Когинов. Иван Шувалов: Татьянин день. АСТ; 1998; Шувалов И.И. Известие с театра войны. О взятии Берлина // Архив князя Воронцова. — Книга 7. — Москва: Типография Грачева и К, 1875. — Страницы 437—438; Шувалов П.И., Шувалов И.И. Избранные труды. — Москва: РОССПЭН, 2010.
1730 Катерина Габриелли (Caterina Gabrielli) знаменитая итальянская певица (колоратурное сопрано), актриса придворного театра в Санкт-Петербурге. Родилась в Риме. Дочь повара князя Габриелли, она с детства обнаруживала страсть к пению и способности к музыке. Габриелли, восхитившийся ее голосом и красотой, отдал ее в школу сначала к Ф.С.Гарчиа, а потом к лучшему в то время учителю пения Порпоре. Через несколько месяцев она уже могла выступить в концерте и восхитила слушателей своим талантом. Ее прозвали la cochetta di Gabrielli — "кухарочкой Габриелли", и фамилия князя, открывшего знаменитую певицу, осталась навсегда за ней. Семнадцати лет Габриелли блестяще дебютировала на Луккской сцене в опере Галуппи "Софонизба". Дальнейшей обработке ее голоса много содействовали занятия с певцом Гваданьи. Он же был ее первой любовью, за которой последовали многие другие. Вообще свою жизнь она посвятила искусству и любви. Слава и красота доставили ей много поклонников, с которыми она позволяла себе разные проделки. В 1750 г. Габриелли пела в Неаполе в "Дидоне" Иомелли, после чего имя ее сделалось известным и в Европе. Приглашенная в Вену, она получила звание придворной певицы и пользовалась советами Метастазио. В 1765—1767 гг. Габриелли пела в Палермо, затем в Парме, где она вступила в связь с инфантом Филиппом. Ревность последнего заставила ее в 1768 г. бежать из Пармы. Она решила отправиться в Россию, куда ее приглашал Траэтто, заведовавший Санкт-Петербургской итальянской оперой. В 1769 г. Габриелли дебютировала в Санкт-Петербурге в опере Траэтто "Необитаемый остров" и очаровала слушателей. Екатерина II предложила ей остаться на весь сезон. Габриелли запросила 10000 руб. в год жалованья (по другой версии — 5000 червонцев за 2 месяца) и в ответ на слова Государыни, что подобное жалованье получают только фельдмаршалы, сказала: "В таком случае Ваше Величество может заставить петь своих фельдмаршалов". В конце концов Габриелли согласилась получать 7000 руб. (по другим сведениям — 6500 руб.). Впрочем, вышеприведенный анекдот рассказывается и о других артистах. Габриелли с успехом пела в течение 5 лет почти во всех операх, дававшихся на придворной сцене, и была любима публикой. Главный директор придворного театра И.П.Елагин до такой степени был влюблен в Габриелли, что она из него делала, что хотела, но после того, как он повредил себе ногу по ее вине (то же самое рассказывается и про балерину, за которой ухаживал Елагин), выведенная из терпения Императрица приказала в 1775 г. выслать ее за границу, выдав сполна все жалованье согласно условию. По отъезде из России Габриелли продолжала петь в разных странах. Голос ее долго сохранял свежесть, чистоту и силу. Слава Габриелли начала меркнуть с 1780 г., когда ей уже было 50 лет. Убедившись в том, что голос ее клонится к упадку, она оставила сцену и поселилась в Риме. Большие средства, накопленные Габриелли., позволяли ей окружить себя роскошью. Дом ее сделался местом собрания римской молодежи. Она щедро помогала бедным и устраивала в их пользу блестящие праздники и концерты, в которых, однако, сама не принимала участия. Умерла 16 февраля 1796 года. Жизнь Габриелли, полная разнообразных приключений, послужила темой для многих повестей и романов. С.Н.Шубинский, "Исторические очерки и рассказы", 711—718. — Larousse, "Grand dictionnaire universel du XIX siecle", том 8, страница 910. — Энциклопедический Лексикон, том XIII. — История оперы в лучших ее представителях, Москва, 1874, страница 162. — Wielka Encyklopedya powszechna, t. XXVI, страница 461. Литература: Т h u r n e г A., Les reines du chant (La Gabrielli), P., 1883; Ademo11o A., La piu famosa delle cantanti italiani ...(Caterina Gabrielli), Mil., 1890.
 1746 Жак Александр Сезар Шарль(Jacques-Alexandre-Csar Charles) французский физик, воздухоплаватель, член Парижской Академии Наук (1803), в 1816 году - президент. Родился в Божансе. Учился самостоятельно. В молодости переехал в Париж и поступил на должность канцелярского служащего в министерство финансов. Когда стали известны опыты Б.Франклина с молнией, Шарль повторил их с изменениями – настолько интересными, что сам Франклин приехал познакомиться с ним и похвально отозвался о его способностях. Профессор экспериментальной физики в Консерватории искусств и ремесел в Париже. Исследовал расширение газов, установил (1787) закон изменения давления данной массы идеального газа с изменением температуры при постоянном объеме (закон Шарля). Сразу же после братьев Монгольфье построил воздушный шар из прорезиненной ткани и первый использовал для его заполнения водород. Осуществил полет на этом шаре в 1783 году. Исследуя процессы расширения газов, в 1787 установил зависимость объема идеального газа от температуры. В 1802 этот закон был вновь открыт Ж.Гей-Люссаком. Шарль изобрел такие приборы, как мегаскоп и термометрический гидрометр. Шарль первый предпринял попытку получения фотографических изображений. Умер Шарль в Париже 7 апреля 1823 года.
 1755 Герхард Иоганн Давид фон Шарнхорст (Gerhard Johann David von Scharnhorst) прусский генерал и военный реформатор. Родился в Борденау. Сын вахмистра. С июля 1807 года начальник Генштаба и председатель комиссии по реорганизации армии, с 1808 возглавлял военное министерство. Вместе с генералом А.Гнейзенау Шарнхорст провёл военную реформу, в результате которой было подготовлено введение воинской повинности. Во время освободительной войны с наполеоновской Францией в 1813 году был начальником штаба Силезской армии генерала Г.Блюхера. Поступил в военную службу сначала к графу Вильгельму Шаумбург-Липпе, у которого был маленький образцовый отряд, и учился в его военной школе; затем перешел в ганноверскую службу и стал учителем в военной школе. В 1780—1790 печатал много специально-военных статей и издавал журнал для военных. Когда начались революционные войны, Шарнхорст служил в артиллерии на нидерландском театре военных действий и командовал конной батареей. В 1794 году выдвинулся спасением отряда, в котором он служил, от осады в Менине (во Фландрии). В 1801 году Шарнхорст перешел на прусскую службу; занимался преподаванием военных наук и получил должность по генерал-квартирмейстерской части. Во время войны 1806—1807 гг. Шарнхорст был начальником штаба главнокомандующего; принимал участие в битвах при Ауэрштедте и при Прейсиш-Эйлау. В это время он хорошо ознакомился с недостатками старой прусской армии, которая подверглась в войне 1806—1807 гг. полному разгрому. После заключения Тильзитского мира Шарнхорст, убежденный в необходимости радикальных преобразований, получил председательство в комиссии по преобразованию армии, где ближайшими его сотрудниками были Бойен, Гнейзенау, Грольман и Клаузевиц. Ему пришлось руководить трудным делом создания новой военной силы, которая должна была освободить Пруссию от гнета Франции. Шарнхорст стоял за то, чтобы дать народу большую свободу, уважать его и развить в нем самом уважение к себе. Армия, по мысли Шарнхорста, должна быть вооруженным народом. Шарнхорст был убежден, что нравственная связь армии с народом гораздо важнее, чем высокое развитие технической стороны военного дела. Проведенная под руководством Шарнхорста военная реформа изменила прежде всего способ пополнения армии. Шарнхорст стоял за всеобщую воинскую повинность, но провести сразу эту реформу оказалось невозможным: приходилось считаться и со старыми предрассудками, и с французским давлением (Наполеон обязал Пруссию не иметь более 42 тысяч войска). Шарнхорст положил начало общей обязательной военной службе, уменьшил количество изъятий, потребовал, чтобы и молодые люди знатных семейств и с образованием служили сначала рядовыми, имел в виду образовать ландвер и ландштурм. Так как Наполеон воспротивился созданию ландвера, то пришлось для образования достаточного запаса обученных солдат отпускать взятых в военную службу, как только они оказывались сколько-нибудь обученными. Закон о ландвере, выработанный Шарнхорстом, появился уже после разрыва с Францией, в 1813 году. Затем были изменены основания производства в офицеры, причем на первое место было выдвинуто специальное образование, а не происхождение. Обращение с рядовыми, в числе которых стали служить дворяне и богатые бюргеры, было изменено; унизительные телесные наказания отменены. Изменению подверглись форма, вооружение, организация хозяйственной части. В 1809 и 1810 годах Шарнхорст был военным министром, но должен был оставить этот пост, так как навлек на себя подозрения Наполеона, но неофициально и после удаления стоял во главе прусской армии. Когда (в 1811 году) стала грозить война России с Францией, Шарнхорст ездил в Санкт-Петербург и Вену для переговоров, но ни Россия, ни Австрия еще не сочли тогда удобным момент для начатия военных действий против Франции. После разгрома великой армии, когда Пруссия решилась начать войну, Шарнхорст вступил в учрежденный прусским королем «Комитет для усиления армии», снова стал генерал-квартирмейстером прусской армии и получил чин генерал-лейтенанта. В битве при Лютцене 2 мая 1813 года Шарнхорст был ранен ядром в ногу. С незажившей раной он предпринял путешествие в Вену, чтобы хлопотать о присоединении к коалиции австрийцев. Рана его разболелась, и 28 июня 1813 года Шарнхорст умер в Праге. Шарнхорст известен и как военный теоретик. В ГДР был учреждён орден Шарнхорста (Scharnhorst-Orden). Литература: M.Lehmann, «Scharnhorst» (Лейпциг, 1886—1887); «Die Reorganisation der preussischen Armee nach dem Tilsiter Frieden» (1862, издание прусского генерального штаба); H.Usczeck, «Scharnhorst Theoretiker-Reformer-Patriot» (Militдrverlag der Deutschen Demokratischen Republik, Berlin, 1972). О Шарнхорсте писали Бойен, Клаузевиц, Швадер, Клиппель.
 1767 Павел Иванович Голенищев-Кутузов сенатор, писатель, стихотворец, масон. Сын И.Л.Голенищева-Кутузова и Е.И.Бибиковой, племянник М.И.Голенищева-Кутузова. В январе 1776 записан кадетом в Днепровский пикинерский полк, в 1780 произведен в поручики, в 1783 в чине капитана определен адъютантом Г.А.Потемкина, в январе 1785 перешел во флот адъютантом адмирала С.К.Грейга. В Гогландском сражении в июле 1788 Голенищев-Кутузов на корабле «Ростислав» «командовал на верхнем деке пушками весьма расторопно с мужественною храбростию и неустрашимостию» (Море, 1907, № 8, с. 244) и был отправлен с донесением о победе в Санкт-Петербург. В июле 1786 Голенищев-Кутузов был награжден чином подполковника и переведен в Павловский драгунский полк, с которым участвовал в действиях против шведов в Финляндии. Литературная деятельность Голенищева-Кутузова началась в первой половине 1780-х гг. Своим литературным учителем он называл Ип.Ф.Богдановича, по рекомендации которого в 1783 опубликовал стихотворение «Письмо к моему другу» (Собеседник, часть 5). Официальная торжественная ода на взятие Очакова (Новые ежемесечные сочинения, 1789, чпсть 33, март), по словам Голенищева-Кутузова, «имела лестное счастие быть одобренною» Екатериной II. Голенищеву-Кутузову принадлежат оды на восшествие Павла I (1796), на русские победы в Италии (1799—1800), на отдельные события антинаполеоновских войн начала XIX в., похвальные стихотворения А.В.Суворову (1789), М.И.Голенищеву-Кутузову («Эпистола <…> воину Храброду», 1802); «Кантату» П.И.Багратиону Л.Н.Толстой цитирует в «Войне и мире» (том 2, часть 1) как характерное произведение эпохи. Евгений Болховитинов считал патриотические оды Голенищева-Кутузова «образцовыми» в своем роде. С середины 1790-х гг. Голенищев-Кутузов находился в близком дружеском и литературном общении с А.А.Мусиным-Пушкиным: они вместе писали сатиры и эпиграммы, переводили Э.Грея и Дж.Мильтона. Во время службы на флоте Голенищев-Кутузов вступил в масонскую ложу швед. системы «Нептун», руководимую Грейгом. Масонскими связями могут быть объяснены многие последующие эпизоды жизни Голенищева-Кутузова: ученик розенкрейцера О.А.Поздеева, он в 1798 через посредство влиятельных масонов был назначен куратором Московского университета. В 1803 в Москве открыл тайную ложу «Нептун» и руководил ею, был мастером и членом ряда других лож (известна ода Голенищева-Кутузова 1809, сочиненная на масонский праздник Иоаннова дня, — Море, 1906, № 23—24,.страницы 854—858). В начале XIX в. поддерживал масонские связи с Н.И.Новиковым. В 1790-е гг. Голенищев-Кутузов примкнул к масонской кампании по дискредитации Н.М.Карамзина как писателя и опубликовал стихотворение «Похвала моему другу» (Иппокрена, 1799, часть 4), в котором обвинял его в безбожии и безнравственности. С нач. 1800-х гг. творчество Г.-К. выдвигается на передний край литературной борьбы. А.С.Шишков, Д.И.Хвостов, Евгений Болховитинов пытались утвердить авторитет Голенищева-Кутузова как писателя в противовес литераторам карамзинского лагеря. В январе 1803 Голенищев-Кутузов избран в Российскую Академию. После ухода в отставку М.М.Хераскова ожидалось, что его место займет Голенищев-Кутузов, однако 20 ноября 1803 он был удален от Московского университета, после чего активно занялся изданием своих сочинений. В 1803—1804 Голенищев-Кутузов издал три книги «Стихотворений», куда вошли его оригинальные сочинения (наиболее ранние датированы 1785) и переводы. Кроме переложений псалмов и одических произведений здесь напечатаны дружеские послания («Эпистолы», обращенные к Н.П.Румянцову, А.А.Мусину-Пушкину, Е.С.Урусовой, Г.С.Салтыкову, П.П.Бекетову, А.С.Хвостову, Н.Н.Новосильцеву, членам обширного семейства Голенищевых-Кутузовых), стихи на смерть Н.А.Херасковой и Е.А.Долгорукой, очерчивающие дружеский и литературный круг Г.-К. В разделе «Песни» собраны стихотворения, относящиеся к началу поэтической деятельности Голенищева-Кутузова (1780-е гг.). Стихотворения Голенищева-Кутузова в «легком» жанре, среди которых имеются разнообразные стилизации, экспромты, стихотворные шутки «на случай», во многом следовали поэтике сентиментализма. Ряд стихотворений представляют собой дань эксперименту (стихи без глагольных рифм, «стихи, написанные мерой старинных русских стихов», палиндромы (перевертыши) и т. п.). Переводы Голенищева-Кутузова свидетельствуют о его широкой литературной начитанности. Среди них отрывки из поэтов древних — Вергилия, Лукана, Ювенала; итальянских — Б.Гварини, Ф.Берниса, П.-А.-Д.Метастазио; фрагцузских — Ж.Делиля, Ш.-Ф.Панара, Ж.Расина; немецких — Г.-А.Бюргера. В сборник «Стихотворения Грея» (Москва, 1803) Голенищев-Кутузов включил почти все известные стихотворные произведения английского поэта, сопроводив их примечаниями и статьей «О жизни и творениях Грея». Перевод делался с английского подлинника в 1795—1796 при одобрении А.А.Мусина-Пушкина; в предисловии Голенищев-Кутузов особенно подчеркнул свое первенство в обращении к поэзии английского сентиментализма, «производящей тихие, приятные чувствования». Труд Голенищева-Кутузова с неодобрением встретил А.Ф.Мерзляков (Русский архив, 1871, № 2, страница 0143). В следующем году Голенищев-Кутузов, откликаясь на призыв Росстйской Академии осуществить перевод на русский язык всех классических авторов, издал полный перевод олимпийских и пифийских од Пиндара (Творения Пиндара. Москва, 1804, тома 1—2), выступив в предисловии пропагандистом творчества писателей древности: без познания античных образцов «не может человек назваться основательно ученым и получить вкус, нужный для приобретения способностей писателя витии и стихотворства». Предисловие было полемически направлено против младшего поколения писателей карамзинской школы, которые никогда не читывали ни Гомера, ни Горация: «… от сего неведения о классических авторах ежедневно разливается наводнение дурных сочинений и в стихах и в прозе, строк с рифмами, не только пустых и никаких мыслей не заключающих, но даже противу правил грамматических писанных». Хвостов посвятил переводу Пиндара несколько похвальных посланий (Друг просвещения, 1805, № 9; 1806, № 3), в то время как П.И.Шаликов напечатал язвительный разбор «О творениях Пиндара, переведенных Павлом Голенищевым-Кутузовым» (Московский зритель, 1806, июнь), за которым последовал ряд едких эпиграмм В.А.Жуковского и П.А.Вяземского. В 1805 Голенищев-Кутузов выпустил «Стихотворения Сафы», а в 1807 (также в Московской типографии П.П.Бекетова) — «Творения Гезиода». Как явствует из предисловия к последнему изданию, Голенищев-Кутузов не знал греч. и в своих переводах опирался на английские, французские и немецкие издания классиков, поверяя их близость к подлиннику советами «знающих» людей. Он не соблюдал размеры подлинника, пользовался рифмованным стихом, а строфику и стиль переводов ориентировал на современную жанровую систему (ода, любовная лирика, эпическая поэма). В 1804 Голенищев-Кутузов представил в Российскую Академию также перевод Феокрита, но он не появился в печати. В 1804—1806 Голенищев-Кутузов. вместе с Хвостовым и Г.С.Салтыковым издавал журнал «Друг просвещения», ставший оплотом сторонников Шишкова. С определением Голенищева-Кутузова в августе 1805 сенатором в 6-й кассационный Деппртамент Сената связана его деятельность по Министерству юстиции. В 1810 он выпустил еще один том своих «Стихотворений», куда включил переводы из Гомера, Овиция, Горация, Катулла, Тибулла. В «Эпистоле к Д.И.Х<востову>» он признавал неудачу своей литературной деятельности в области «высокой» поэзии: «Пиндар, Гомер и Ломоносов мне не дали своих огней». В мае 1810 по протекции И.В.Гудовича Голенищев-Кутузов был определен попечителем Московского. университета. При нем были учреждены кафедра слав. языка и О-во любителей российской словесности при университете. В 1811 в Москве Голенищев-Кутузов анонимно издал сборник своих стихотворений на французском языке «Poйsies d’un Russe», в котором объединил свои ранние произведения в основном камерного жанра и переводы из Г.Р.Державина (ода «Бог»), Ю.А.Нелединского-Мелецкого, Д.И.Хвостова и других русских поэтов. В том же году Голенищев-Кутузов избран почетным членом Беседы любителей русского слова. Свое новое служебное положение Голенищев-Кутузов использовал для продолжения нападок на Карамзина, в преддверии войны 1812 приобретавших политический характер. Сообщая министру народного просвещения А.К.Разумовскому о состоянии умов в Москве, он, в частности, писал 2 декабря 1810: «Нужно необходимо его демаскировать как человека вредного обществу и коего писания тем опаснее, что под видом приятности преисполнены безбожия, материализма и самых пагубных и возмутительных правил». Когда Карамзин привез в Санкт-Петербург для печатания первые гома «Истории государства Российского», Голенищев-Кутузов представил Разумовскому и А.А.Аракчееву для доказательства своих обвинений выписку из сочинений Карамзина. В 1816 он был отставлен от должности попечителя Московского университета, в 1821 отрешен от Сената. Голенищев-Кутузов объяснял отставку от службы своей принадлежностью к масонам и контактами с прусским министром графом Шеплером в 1813—1817 (письмо к А.С.Шишкову 1824 г. — ГПБ, ф. 862, № 10, л. 1 об.). В последние годы жизни Голенищев-Кутузов занимался «писательством для себя». Известно, что после его смерти в рукописи остались принадлежащие ему переводы «Цинны» П.Корнеля, «Баязета» Ж.Расина, Тартюфа» Ж.-Б.Мольера, «Севильского цирюльника» П.Бомарше. Умер в Твери 11 октября 1829 года. Литература: Библиографические записки 1859, № 20; Державин. Сочинения (1864—1883), том 7 (1872); Сухомлинов. Российская Академия, выпуск. 8 (1887); *Елъчанинов И.Н. Материалы по генеалогии ярославского дворянства. Ярославль, 1913, том 2; Лонгинов М.Н. Сочинения Москва, 1915, том 1; Поэты 1790—1810-х гг. Ленинград, 1971; Алексеев М.П. Английская поэзия и русская литература — В книге: Английская поэзия в русском переводе XIV—XIX вв. Москва, 1981.
 1775 Михаил Трофимович Каченовский русский историк, переводчик, литературный критик, издатель «Вестника Европы» (1805—1830), профессор Московского университета, родоначальник «скептической школы» в русской историографии. Каченовский в Харькове, в мещанской семье, он был сыном торговца вина, грека Качони. Он был учёным-самоучкой, знал несколько иностранных языков, интересовался русской историей, славянской литературой. Его педагогическая и научная деятельность связана с Московским университетом. В 1805 году Каченовский получил звание магистра философии, а в 1806 году — доктора философии. С 1810 года он экстраординарный, а затем и ординарный профессор. С 1821 года по 1830 год он заведовал кафедрой истории, статистики и географии Российского государства, в 1830—1831 годах занимал должность профессора кафедры российской словесности, а с 1837 года и до своей кончины в 1842 году он являлся ректором Московского университета. Каченовский преподавал риторику, археологию, русскую и всеобщую историю, статистику, географию, этнологию. Каченовский был избран в 1841 году действительным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Был членом Московского цензурного комитета. Каченовский похоронен в Москве на Миусском кладбище. Каченовский был сторонником идеи подложности Слова о полку Игореве. Среди его работ: «Параллельные места в русской летописи», «Об источниках по русской истории», «Нестор. Летописец на древнеславянском языке». В литературной жизни Каченовский вёл активную борьбу с обществом «Арзамас». Лекции Каченовского были сухи и монотонны. Сохранилась эпиграмма, Ф.И.Тютчева, бывшего его студентом, «Харон и Каченовский», по сюжету которой Харон удивляется, что Каченовский прибыл из мира живых, считая, что ему давно пристало бы томиться в загробном мире. Умер в Москве 1 мая 1842 года. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.
1793 Михаил Григорьевич Павлов русский философ и ученый, профессор физики, минералогии и сельского хозяйства, доктор медицины. По окончании курса в воронежской семинарии поступил в 1813 году в Московский университет, где с отличием кончил курс по двум факультетам - математическому и медицинскому. В 1818 году, по получении степени доктора медицины, был отправлен за границу "для усовершенствования в естественной истории и сельском домоводстве". За границей преимущественно занимался под руководством знаменитого Теэра и с 1820 года читал в Московском университете лекции минералогии и сельского домоводства. Скончался в Москве 15 апреля 1840 года. Сельскому хозяйству предан он был страстно, проводя идею о безотложной необходимости изучения сельского хозяйства как с теоретической, так и с практической стороны. Главная его мысль - необходимость для России отставать от устарелых способов ведения хозяйства и переходить к более усовершенствованным способам земледелия. Не довольствуясь стенами университетской аудитории, он открывал публичные лекции, на которые стекалась масса русских хозяев. Павлов был не только профессор, но и самый ревностный деятель Московского общества сельского хозяйства и был первый директор его "Земледельческой школы" и "Хутора" (Московское общество сельского хозяйства, XX, 11). На литературное поприще Павлов выступил очень рано. В 1821 году напечатана его первая лекция "О главных системах сельского хозяйства с приноравлением к России"; затем "О способах исследования природы"; замечательна также энергическая речь Павлова, читанная в 1824 году на акте Московского университета: "О побудительных причинах совершенствовать сельское хозяйство в России преимущественно пред другими ветвями народной промышленности и о мерах, существенно к тому относящихся". Из более крупных произведений Павлова известны: "Земледельческая химия", "Основания физики", "Курс сельского хозяйства". Несколько лет сряду Павлов издавал два журнала: "Атеней" и "Русский Земледелец" и при первом еще "Записки для сельских хозяев, заводчиков и фабрикантов", с целью познакомить соотечественников с современным положением сельского хозяйства, примененного к русскому быту. Физика Павлова ("Основания физики", 2-е издание в Москве в 1836 году) отличается полным отсутствием приложения математики к анализу явлений; взамен того автор трактует теории с точки зрения натурфилософов. Другим русским представителем подобного же направления в физике был Велланский (V, 85). Ни Велланский, ни Павлов не способствовали развитию изучения физики в нашем отечестве, хотя могли знать, что в западноевропейской литературе уже существовали сочинения по физике, которые могли служить им образцом. Так, уже в 1816 году Био издал знаменитую математическую и экспериментальную физику, в которой замечательно и поучительно все - даже заблуждения автора в Оптике (IV, 32). Павлов известен как один из первых в России приверженцев Шеллинга. В своих лекциях Павлов проводил натурфилософские воззрения немецкого философа. Философский характер носят его статьи: "О способах исследования природы" ("Мнемозина", 1824, книга 4); "Общий чертеж наук" ("Отечественные Записки", 1839, 11). Последняя статья представляет первый в русской литературе опыт классификации наук..Университетские лекции Павлова имели существенное значение для популяризации шеллингианства в России. Конечная цель познания, утверждал он, заключается в «постижении единства и безусловного». Природа реальна, обладает собственной внутренней жизнью, но при этом в своем развитии следует «идеальному замыслу» и сама есть «порождение» Абсолюта (Бога). Его эстетические воззрения были близки принципам философии искусства Шеллинга и эстетике романтизма. В натурфилософской системе Павлова существенную роль играли эволюционистские идеи. Деятельность Павлова оказала влияние на формирование «общества любомудров» и кружка Н.Станкевича.
1793 John Sylvan французский астроном.
1795 Мануэль де Регла Мота-и-Альварес доминиканский государственный и политический деятель, президент Доминиканской республики (1856-1856). Умер в 1864 году.
 1802 Фридрих Густав Клемм (немецкое имя - Friedrich Gustav Klemm) немецкий историк-антрополог. Основоположник социокультурной антропологии, изучающей развитие языка и человеческой культуры. Родился в городе Хемниц. Большую часть жизни работал директором Королевской библиотеки в Дрездене. Ранние работы Клемма были посвящены широкому кругу тем: от книги «Аттила в истории, молве и предании» (нем. «Attila nach der Geschichte, Sage und Legende»; Лейпциг, 1827) до «Истории Баварии» (нем. «Die Geschichte von Bayern»; Дрезден, 1828). В дальнейшем научные интересы Клемма уверенно определились как лежащие в области истории культуры, отлившись в два фундаментальных труда: «Всеобщую историю культуры» (нем. «Allgemeine Kulturgeschichte der Menschheit»; Лейпциг, 1843—1852) и «Всеобщую науку о культуре» (нем. «Allgemeine Kulturwissenschaft»; Лейпциг, 1854—1855). Помимо этого, Клеммом написаны «Handbuch der germ. Altertumskunde» (Дрезден, 1835); «Italica» (Дрезден, 1839); «Die Frauen» (Дрезден, 1854—1858) и др. Умер в Дрездене 26 августа 1867 года.
 1817 Бахаулла (арабское имя - — «Слава Господа»; настоящее имя мирза - Хусейн-Али-и-Нури, персидское имя - ) основатель Веры Бахаи. По мнению приверженцев — Богоявление для нашего времени. Родился в Персии (в настоящее время Иран), в Тегеране. В 1844 г. одним из первых стал последователем Веры Баби, провозглашённой сийидом Али-Мухаммадом, принявшим титул «Баб» (в перев. с арабск. — «Врата»). В 1852 г., находясь в заточении в темнице Сиях-Чаль («Черная яма») за принадлежность к баби, получил Божественное откровение. В 1863 г., находясь в ссылке возле г. Багдада (Ирак), объявил, что является той самой личностью, о которой пророчествовал Баб — «Тем, Кого явит Бог». Властями Османской империи был сослан в г. Стамбул, (в то время столица империи), через четыре месяца — в Адрианополь (современный Эдирне), где пробыл пять лет, а затем, в 1868 г., приговорён к пожизненному заключению в городе-тюрьме Акко (Палестина, территория современного Израиля). Учил, что все Пророки и Посланники Божии посланы на Землю единым Богом для постепенного просвещения человечества с целью установления «Царства Божьего на земле» (концепция прогрессивного Откровения). Утверждал, что Царствие Божье («Величайший мир») будет установлено в течение настоящей эпохи Божественного откровения. Были явлены Священные Писания, относящихся практически ко всем вопросам повседневной жизни и проблемам управления современной цивилизацией. Кроме того, в его произведениях освещены многие богословские вопросы — природа души и жизни после смерти, пророчества и аллегории Библии и Корана, смысл жизни и участь человечества, и т. д. Основные произведения: Китаб-и-Агдас («Наисвятая Книга», основной труд, в который включены современные религиозно-духовные законы), Китаб-и-Иган («Книга несомненности», богословский трактат, разъясняющий символизм Библии и Корана), «Сокровенные Слова» (духовные наставления, сформулированные в виде коротких стихов), ряд писем и обращений, изданных в сборниках «Крупицы из Писаний Бахауллы» и «Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас». Умер 29 мая 1892 года.
1817 Мартин Густав Ноттебом (немецкое имя - Martin Gustav Nottebohm) австрийский музыковед, композитор и музыкальный педагог. Родился в Люденшайде. Учился сперва в Берлине, затем в Лейпцигской консерватории у Феликса Мендельсона и Роберта Шумана и наконец в Вене у Симона Зехтера. С 1846 г. преподавал в Венской консерватории. В 1862 г. Ноттебом познакомился с Иоганнесом Брамсом, став одним из его близких друзей; Брамс ухаживал за Ноттебомом во время его последней болезни, был устроителем его похорон и унаследовал собранную Ноттебомом коллекцию барочной и добарочной вокальной и инструментальной музыки. Умер в Граце 29 октября 1882 года. Музыковедческие труды Ноттебома были посвящены, прежде всего, Бетховену, начиная с книги «Очерки о Бетховене» (фр. Etudes de Beethoven; Лейпциг, 1865). Наибольшее значение имеет работа Ноттебома над записными книжками, в которых Бетховен набрасывал черновики своих произведений; последние сочинения Ноттебома в этой области были опубликованы посмертно его учеником Ойзебиусом Мандычевским. Он составил также тематические указатели опубликованных произведений Бетховена (фр. Catalogue thйmatique des oeuvres publiйes de Ludwig van Beethoven, avec des observations chronologiques et bibliographiques; 1868) и Шуберта (фр. Catalogue thйmatique des oeuvres publiй es de Franz Schubert; 1875). Композиторское наследие Ноттебома невелико и состоит, главным образом, из фортепианной и камерной музыки. Определённой известностью пользовались его Вариации на тему сарабанды Баха для двух фортепиано (op. 17), которые Ноттебом часто исполнял дуэтом с Брамсом. Среди учеников Ноттебома, в частности, Эдуард Вахман.
 1817 Карло Педротти (Carlo Pedrotti) итальянский дирижер и композитор. Был капельмейстером в Амстердаме и Турине. Из числа его опер — "Eina", "La Figlia dell'arciere", "Fiorina", "Guerra in quattro", "Tutti in maschera" — наибольший успех имели две последние. "Tutti in maschera", данная в Вероне (1856), считается лучшим его произведением. В начале 80-х гг. эта опера была дана в СПб. П. всего более удаются оперы легкие, комические; по роду таланта он напоминает Адама. Умер 16 октября 1893 года.
|
|
|