Большинство предпринимателей, открывающих интернет-магазины, в первую очередь задумываются о выборе товара, дизайне сайта, персонале и прочих подобных составляющих бизнеса, но они совершенно забывают о юридической стороне вопроса. Это совсем не правильно, несоблюдение нескольких обязательных требований может сделать весь бизнес незаконными и подвергнуть прибыльную деятельность угрозе.
Организационно-правовая форма дл интернет-магазина
Первое, что необходимо сделать предпринимателю, это выбрать организационно-правовую форму для своего интернет-магазина. В этом плане интернет-бизнес ничем не отличается от традиционного оффлайнового бизнеса. Действующие законодательство предусматривает несколько типов организационно-правовых форм, которые можно выбрать для интернет-магазина, но наиболее популярными из них являются ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Что выбрать для интернет-магазина, ООО или ИП?
В этом вопросе нет однозначного ответа, в каждом варианте есть свои достоинства и недостатки, поэтому выбор остается за предпринимателем. С одной стороны ИП проще открывать, не нужен уставной капитал, учредительные документы, но на ИП может быть наложено имущественное взыскание, в отличие от ООО. При открытии ООО, каждый учредитель отвечает только за свою долю, и, все интересы каждого из собственника бизнеса можно учесть в официальных документах, в том числе и степень ответственности в соответствии с вкладами каждого предпринимателя. ИП привлекает многих бизнесменов из-за возможности ведения упрощенного бухгалтерского учёта. Зато, сложилось мнение, что к ООО больше доверия сторонних компаний и клиентов, чем к ИП, хотя, большая часть покупателей, приобретая товары в интернет-магазинах, даже и не подозревают о его организационно-правовой форме.
ИП лучше подойдёт в случаях, когда:
- Один предприниматель, который не планирует вводить кого-то ещё в свою компанию.
- Предприниматель хочет свободно распоряжаться собственными денежными средствами.
- Нет перспектив проведения крупных сторонних инвестиции в бизнес.
- Если предприниматель будет осуществлять «серые» закупки товара, происхождение которых трудно будет подтвердить документально.
ООО лучше подойдёт в случаях, когда:
- Бизнес открывается не на одного человека, а на нескольких.
- У предпринимателей в планах сотрудничество с крупными компаниями, которые, как правило, не хотят работать с ИП.
- Предприниматель рассматривает вероятность продажи бизнеса в будущем.
- В перспективах компании серьёзные инвестиции.
ИП или ООО?
Регистрация
Переоформление и продажа
ИП ООО Госпошлина
800 рублей
4000 рублей
Регистрация
Простой процесс регистрации
В процессе регистрации необходим уставной капитал, устав, суммой от 10 000 рублей, печать и расчётный счёт в банке
Соучредители
Нет возможности добавить соучредителей
Количество соучредителей в ООО до 50 человек.
Инвестирование
Большинство инвесторов не хотят вкладывать деньги в ИП
ООО проще получить инвестиции, так как инвесторов можно оформить в качестве соучредителей и прописать дополнительные обязательства в официальных документах.
Юридический адрес
Адрес прописки предпринимателя
Адрес головного офиса
Обязательства
Индивидуальный предприниматель несёт ответственность всем своим имуществом (машиной, квартирой, дачей и т.д.).
ООО материально отвечает только своим уставным капиталом.
Штрафы
У ИП штрафы намного ниже, чем у ООО, самый максимальный административный штраф - 50 000 рублей.
В ООО значительно больше штрафы, чем у ИП, максимальная сумма административного штрафа может достигать 1 миллиона рублей.
Отчисления
ИП в любом случаи обязано платить различные отчисления, даже при нулевой доходности.
Налог с заработной платы платят все сотрудники ООО, также 9% оплачивается учредителями с дивидендов.
Отчетность
Всё оборудование, для осуществления предпринимательской деятельности, не нужно документально регистрировать.
В ООО всё оборудование, необходимое для деятельности компании, вноситься в уставной капитал.
Личные средства
Индивидуальный предприниматель может в любой момент снять средства с расчётного счёта без объяснения причин.
В ООО нельзя снять средства с расчётного счёта без объяснения причин. Наличные можно снять для каких-либо целей компании, при этом документально подтвердив, либо для уплаты дивидендов.
Ликвидация
Закрыть ИП очень просто.
ООО закрыть гораздо сложнее и затратнее, чем ИП.
Переоформление и продажа
ИП нельзя ни продать, ни переоформить.
ООО можно и продать и переоформить.
При открытии интернет-магазина важно ответственно подойти к вопросу выбора организационно-правовой форме, чтобы в последствии не пожалеть о своём халатном отношении. Необходимо оценить начальные данные, перспективы развития и только после взвешивания всех за и против, принять единственно правильное решение.
Выбор системы налогообложения для интернет-магазина
Система налогообложения – это один из особо значимых юридических аспектов при организации бизнеса. Для того чтобы на начальном этапе правильно выбрать подходящий вариант нужно четко представлять будущие доходы и расходы интернет-магазина.
Налогообложение для ИП
Если вы открыли ИП для своего интернет-магазина, то для налогового учёта лучше выбрать упрощённую систему налогообложения (УСН), в таком случаи предприниматель освобождается от уплаты некоторых налогов.
Какие налоги платят ИП:
- Уплата налогов в социальные фонды.
- Уплата налогов в пенсионный фонд.
- Медицинское страхование.
Сумма этих платежей:
- В 2009 году – 7274 рубля.
- В 2010 году – 12002 рубля.
- В 2012 17208 рублей.
Но с 2012 года индивидуальный предприниматель может снизить сумму уплаченных налогов на 100%, в то время как в прошлом году это можно было сделать всего на 50%.
Налоги для ИП
Количество и сумма налогов для ИП зависит от выбранной системы налогообложения. Для начинающего интернет-магазина лучше всего подходит УСН (упрощённая система налогообложения). Эта система проста, предприниматель может сам разобраться в уплате налогов, даже без помощи бухгалтера.
Варианты уплаты налогов:
- 6% с дохода.
- 15% с прибыли.
6% с дохода
При выборе такого варианта уплаты налогов ИП обязан оплачивать 6% от всей полученной выручки. Такой вариант подходит только для интернет-магазинов с большим процентом наценки на товар.
15% с прибыли
Предприниматель, выбрав такой способ уплаты налогов, должен платить 15% (в разных регионах России разный процент, от 5% до 15%) от чистой прибыли, т.е. доходы минус все расходы. Этот вариант налогообложения хорошо подходит интернет-магазинам с низкой товарной наценкой. Могут возникать проблемы с учётом расходов компании.
Нужны ли интернет-магазину печать и расчётный счёт в банке
Если вы открыли ООО
Если вы выбрали ООО для своего интернет-магазина, то вы обязаны иметь и печать и расчётный счёт в банке.
Если вы открыли ИП
Для ИП не обязательно иметь печать и расчётный счёт, но бывают ситуации, когда тот же расчётный счёт будет полезен для интернет-магазина.
Плюсы расчётного счёта для ИП:
- При работе со сторонней курьерской службой, расчётный счёт будет просто необходим. Большинство служб доставки просто откажутся с вами сотрудничать из-за отсутствия расчётного счёта.
- Если вы не сможете принимать платежи на счёт, то потеряете потенциальных оптовых покупателей.
- Без расчётного счёта к вашей компании не будут относиться серьёзно на рынке интернет-торговли.
- Вы потеряете шансы при выборе поставщика, так как большинство из них принимают оплату за товар только на расчётный счёт.
- Расчётный счёт – это недорогое удовольствие. Некоторые банки берут за обслуживание около 500 рублей в месяц, а некоторые и вовсе предлагают бесплатное обслуживание счёта.
Товарный знак для интернет-магазина
Многие предприниматели при открытии интернет-магазина и вовсе выпускают этот вопрос из виду, но, отсутствие такого знака в будущем может вполне прибыльному бизнесу принести значительные убытки. Например, ваши конкуренты могут зарегистрировать ваш товарный знак раньше и использовать его в своих целях. Стоит понимать важность регистрации товарного знака и не откладывать эту процедуру в долгий ящик, но нужно быть готовым, что это долгое и дорогостоящее мероприятие.
Защита прав потребителей
Интернет-магазин, что бы он ни продавал, автоматически попадает под действие закона «О защите прав потребителей», так же как и обычный оффлайновый магазин. Компанию продавца могут ждать достаточно серьёзные штрафы (особенно, если это ООО) за невыполнение требований закона
В современном мире, покупатели знают свои права и часто обращаются с претензиями в интернет-магазины, где они покупали неисправный товар. Это необходимо учитывать. Репутация и спокойствия интернет-магазина будет напрямую зависеть от того, как руководство и сотрудники смогут разрешать проблемные ситуации с жалобами потребителей.
Персональные данные покупателей
В последнее время вопрос о персональных данных всё чаще и чаще стал подниматься на обсуждение. Периодически в интернете появляются базы данных пользователей тех или иных сайтов, в том числе и клиентов интернет-магазинов. Репутация интернет-магазина напрямую зависит от того, сможете вы сохранить личные данные покупателей или нет. Помните, пользователи вам доверяют, вы не можете их подвести утечкой информации.
Договор с поставщиком
Начиная сотрудничать с поставщиком товара, не забывайте защищать свои интересы документально, подпишите типовой договор. В таком случаи вы можете выдвигать претензии компании поставщику в случае, если ваши покупатели выдвинут им вам. Вы можете защитить свой магазин перед поставщиком и обращаться с претензиями не только о бракованном товаре, но и в случае несвоевременной поставки и т.д. Подписав договор с поставщиком, вы минимизируете риски для своего интернет-магазина.
Реклама
Начиная проводить рекламную компанию, помните, что существует закон «О рекламе», в котором есть список товаров, запрещённых к рекламе.