О фактическом и юридическом названиях фирм
Автор:
17 апреля 2012
Многие автолюбители знают профильный магазин автомасел и автохимии «Аккорд». Находится он на Дегтярной площади. Но год назад по соседству появилась новая вывеска: рекламное агентство «Аккорд». Кому принадлежит право на название?В современной России предприятию не обязательно иметь одинаковое юридическое и фактическое название. Например, ИП Иванов может работать под именем «Золушка», реализуя средства бытовой химии. Или у ООО «Каравай» может быть кондитерское производство под названием «Вкусняшка». К слову, у нас в стране законодательно не разделены понятия «юридического» и «фактического» названия, ГК РФ и Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» сообщают лишь, что юридическое лицо должно иметь фирменное название, указанное в его учредительных документах.
Выбирая наименование для своего бизнеса, важно не нарушить законодательно обеспеченные права на название другого предприятия.
Прежде, чем переходить к тонкостям законодательства, необходимо разобраться в терминах. Итак:
Фирменное наименование – это наименование юридического лица, указанное в учредительных документах. Право на него наступает с момента государственной регистрации, а именно внесения юридического лица в ЕГРЮЛ. Фирменное наименование может быть полным (Общество с ограниченной ответственностью «Каравай», Индивидуальный предприниматель Иванов И.И.) и сокращенным (ООО «Каравай», ИП Иванов И.И.). Специальной регистрации фирменное название не требует.
Коммерческое обозначение – это название, которое указано на вывеске, рекламе и пр. Оно не обязано совпадать с фирменным наименованием. К примеру, ИП Иванов И.И. может работать под вывеской «Азбука недвижимости».
Товарный знак – это обозначение, которое размещено на упаковке товара/самом товаре и служит для индивидуализации самого товара или производителя. Товарный знак подлежит регистрации в Роспатенте и дает его обладателю исключительное право на его использование. Обладателем товарного знака в равной степени могут быть и ООО, и ИП. Товарный знак может быть представлен словом, именем, слоганом, звуковым обозначением, объемным изображением.
Теперь что касается правомочности использования названий.
Когда регистрацию организаций осуществляла Регистрационная палата, было проще в том плане, что существовал Реестр названий предприятий и организаций, и новое предприятие попросту не зарегистрировали бы, если в Реестре уже есть такое название. Сейчас же предприятия подлежат регистрации в налоговой инспекции, и параллельно могут регистрироваться и работать несколько ООО с одинаковым названием, которые отличаются друг от друга своими ОГРН, ИНН, адресом.
Вы можете пересмотреть желтые страницы, потратить часы в интернете, но вероятность того, что такое же, как у вас, название уже существует, сохранится. И в один прекрасный день к вам приедет недовольный предприниматель с требованием не использовать его название. Что делать в этом случае?
Закон гласит, что не допускается использование аналогичного или сходного названия для предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность. Если у вас одинаковое/похожее название, вы работаете в одной и той же отрасли, и конкурент зарегистрирован раньше вас, то закон на его стороне. Если же вы работаете под похожими названиями в разных отраслях, то здесь к вам претензий по закону быть не может (исключение: у конкурента запатентованный товарный знак).
Или, например, во время поездки по городу вы увидели магазин с таким же названием, как у вас. Вас, несомненно, охватывает праведный гнев и желание разобраться с конкурентом. Не спешите, важно знать:
- торгует ли этот магазин тем же товаром (если нет, то претензий к нему быть не может);
- если вы с конкурентом осуществляете деятельность в одной отрасли, то нужно разобраться, кто из вас первый зарегистрировался юридически;
- тот, кому принадлежит право более ранней регистрации, вправе потребовать сменить название конкурента, а также подать иск о взыскании убытков.
Если у одного из вас запатентован товарный знак, то в этой ситуации безоговорочное преимущество на его стороне.
Подведем итог. Правда всегда на стороне того участника спора, кто обладает зарегистрированным товарным знаком. В противном случае правым окажется та организация, которая была зарегистрирована первой. Сторона, признанная неправой, обязана сменить название и возместить убытки потерпевшей стороне.
Просмотров: 660 |
распечатать